Вообще-то этот дурдом мой дом...
Много лет назад на лекции по восприятию и памяти нам рассказывали про эксперимент Милгрэма, на тему - сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, если это входит в их служебные обязанности... Я не очень помню как он проходил, что-то с подставным страдальцем-учеником и испытуемым-учителем, который считал что исследуют влияние боли на память, а в результате весьма увлекся самим процессом "причинения боли".. Собственно я не об этом, а о другом эксперименте, который часто сравнивают с вышеназванным. Провел его некий американский психолог Филипп Зимбардо... Так называемый Стэнфордский тюремный эксперимент - психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение. Кажется само исследование заказала какая-то военная организация, что возможно объясняет сам садизм происходящего...
Этот эксперимент был положен в основу одноименного фильма, на который меня навела фильмография Эзры Миллера (чего-то зацепил неподетски
). Конечно в фильме не все так подробно и гнусно, но впечатление колоритное...
Одним словом смысл.
В газете дается объявление о наборе студентов для участия в психологическом исследовании. За работу обещается вознаграждение по 15 басков в сутки, учитывая что эксперимент рассчитан на две недели сумма видимо по тем временам заманчивая... Тюрьму организовали в здании университета. Прибывших студентов (молодых мужчин) разделяют на две группы "заключенные" и "охранники", причем разделение идет совершенно произвольно, по воле монетки... Мне было не очень понятна почему в фильме не озвучили инструкцию подопытным группам, что они должны делать друг с другом и, что собственно экспериментатор мерил по ходу опыта, ладно я суть опыта знаю еще из института, а вот посторонний зритель, скорее всего подумает, что это бессмысленная пытка за деньги... Короче, тюремщиков нарядили в форму, дали дубинки, заключенных "арестовали", привезли в "тюрьму", облачили в платья и колпаки из женских чулок на голову и тут понеслось...
Эксперимент вышел из-под контроля. Изначально была идея показать как тюрьма угнетает личность, превращая ее в бессмысленное нечто. Видимо у профессора существовала какая-то своя внутренняя картина этого самого угнетения личности, но что получилось в итоге он не предвидел. Сам Зимбардо настолько включился в процесс, что стал частью эксперимента и утратил независимую объективность.... "Охранники" настолько увлеклись своей ролью и безнаказанностью что усердствовали как настоящие эсэсовцы... Выходили на "работу" в неоплачиваемы выходные и от души издевались над "заключенными". Исправительное учреждение с правилами превратилась в место пыток, а это совсем другие показатели... Двое "заключенных" выбыли из эксперимента с нервным срывом, один объявил голодовку в знак протеста прозволу со стороны "охранников" и экспериментаторов. В результате эксперимент прекратили раньше срока. Отмечу в скобочках что каждый третий из "охранников" был расстроен этим обстоятельством.
На самом деле не считаю, что в восьмидесятые тюрьма была чем-то из разряда средневековой пыточной, (имею ввиду юридическую сторону вопроса) т.е. теоретически это все-таки исправительное учреждение с прописанным регламентом и распорядком. Как бы, получается что изначально была поставлена задача исследовать влияние именно цивилизованного юридически обоснованного учреждения на психику заключенного, а не пыточного карцера. Ибо странно исследовать то что и так уже доказано жизнью - люди превращаются в ничто если с ними обращаться как с ничем, доказано "в поле"... (возьмем к примеру Гитлера или Сталина).
На мой вкус фильму не хватает динамики, массовки и антуражу что ли... Не знаю за счет чего в результате эффект подавленности зрителя достигнут, наверное все-таки актеры (в частности Эзра). Думаю, авторы могли бы уделить больше внимания деталям - жуткому быту (отсутствие туалетов, душа, нормальной еды), поподробнее показать как преобразуется личность (потому что в этом плане все слишком быстро - вот они вроде как "в игре", а вот уже полное погружение в ситуацию.. Тема-то очень интересная как это за четыре пять дней человек превращается в послушного мула или в "господина-надзирателя"...
После просмотра возникла дискуссия о человеческой природе и о социальности вообще. Насколько эта самая социальность принимается человеческой природой. Если снять ограничения и контроль, что станет с обычным человеком???... Если все можно, кто сохранит лицо в плане социальных норм... Интересно что из всех участников тюремного эксперимента в этичности происходящего усомнилась только Кристина Маслак, аспирантка и одновременно невеста Зимбардо, не знакомая прежде с экспериментом.
В самом конце фильма показали интересный разговор бывшего "заключенного", выбывшего из проекта в результате истерического срыва (его кстати играет Эзра) и одного из самых усердных "охранников". Герой Эзры сказал, что даже после окончания эксперимента продолжает ненавидеть своего мучителя, хотя головой понимает что это была специально сконструированная ситуация и скорее всего его оппонент отличный парень. А "усердный охранник" рассказывает, что он тоже ставил свой собственный эксперимент, в котором пытался установить насколько далеко ему позволят зайти в оскорблениях прежде чем окажут сопротивление, и удивлялся тому что никто этого сопротивления не оказал.
Один из персонажей сказал, мол он не знает как повел бы себя окажись на месте "охранника".... Если честно, мне это не понятно..., т.е. я допускаю, что кто-то может так думать, но мне не понятен механизм, потому что про себя я точно знаю ответ...
Этот эксперимент был положен в основу одноименного фильма, на который меня навела фильмография Эзры Миллера (чего-то зацепил неподетски

Одним словом смысл.
В газете дается объявление о наборе студентов для участия в психологическом исследовании. За работу обещается вознаграждение по 15 басков в сутки, учитывая что эксперимент рассчитан на две недели сумма видимо по тем временам заманчивая... Тюрьму организовали в здании университета. Прибывших студентов (молодых мужчин) разделяют на две группы "заключенные" и "охранники", причем разделение идет совершенно произвольно, по воле монетки... Мне было не очень понятна почему в фильме не озвучили инструкцию подопытным группам, что они должны делать друг с другом и, что собственно экспериментатор мерил по ходу опыта, ладно я суть опыта знаю еще из института, а вот посторонний зритель, скорее всего подумает, что это бессмысленная пытка за деньги... Короче, тюремщиков нарядили в форму, дали дубинки, заключенных "арестовали", привезли в "тюрьму", облачили в платья и колпаки из женских чулок на голову и тут понеслось...
Эксперимент вышел из-под контроля. Изначально была идея показать как тюрьма угнетает личность, превращая ее в бессмысленное нечто. Видимо у профессора существовала какая-то своя внутренняя картина этого самого угнетения личности, но что получилось в итоге он не предвидел. Сам Зимбардо настолько включился в процесс, что стал частью эксперимента и утратил независимую объективность.... "Охранники" настолько увлеклись своей ролью и безнаказанностью что усердствовали как настоящие эсэсовцы... Выходили на "работу" в неоплачиваемы выходные и от души издевались над "заключенными". Исправительное учреждение с правилами превратилась в место пыток, а это совсем другие показатели... Двое "заключенных" выбыли из эксперимента с нервным срывом, один объявил голодовку в знак протеста прозволу со стороны "охранников" и экспериментаторов. В результате эксперимент прекратили раньше срока. Отмечу в скобочках что каждый третий из "охранников" был расстроен этим обстоятельством.
На самом деле не считаю, что в восьмидесятые тюрьма была чем-то из разряда средневековой пыточной, (имею ввиду юридическую сторону вопроса) т.е. теоретически это все-таки исправительное учреждение с прописанным регламентом и распорядком. Как бы, получается что изначально была поставлена задача исследовать влияние именно цивилизованного юридически обоснованного учреждения на психику заключенного, а не пыточного карцера. Ибо странно исследовать то что и так уже доказано жизнью - люди превращаются в ничто если с ними обращаться как с ничем, доказано "в поле"... (возьмем к примеру Гитлера или Сталина).
На мой вкус фильму не хватает динамики, массовки и антуражу что ли... Не знаю за счет чего в результате эффект подавленности зрителя достигнут, наверное все-таки актеры (в частности Эзра). Думаю, авторы могли бы уделить больше внимания деталям - жуткому быту (отсутствие туалетов, душа, нормальной еды), поподробнее показать как преобразуется личность (потому что в этом плане все слишком быстро - вот они вроде как "в игре", а вот уже полное погружение в ситуацию.. Тема-то очень интересная как это за четыре пять дней человек превращается в послушного мула или в "господина-надзирателя"...
После просмотра возникла дискуссия о человеческой природе и о социальности вообще. Насколько эта самая социальность принимается человеческой природой. Если снять ограничения и контроль, что станет с обычным человеком???... Если все можно, кто сохранит лицо в плане социальных норм... Интересно что из всех участников тюремного эксперимента в этичности происходящего усомнилась только Кристина Маслак, аспирантка и одновременно невеста Зимбардо, не знакомая прежде с экспериментом.
В самом конце фильма показали интересный разговор бывшего "заключенного", выбывшего из проекта в результате истерического срыва (его кстати играет Эзра) и одного из самых усердных "охранников". Герой Эзры сказал, что даже после окончания эксперимента продолжает ненавидеть своего мучителя, хотя головой понимает что это была специально сконструированная ситуация и скорее всего его оппонент отличный парень. А "усердный охранник" рассказывает, что он тоже ставил свой собственный эксперимент, в котором пытался установить насколько далеко ему позволят зайти в оскорблениях прежде чем окажут сопротивление, и удивлялся тому что никто этого сопротивления не оказал.
Один из персонажей сказал, мол он не знает как повел бы себя окажись на месте "охранника".... Если честно, мне это не понятно..., т.е. я допускаю, что кто-то может так думать, но мне не понятен механизм, потому что про себя я точно знаю ответ...
И да, тоже восхищаюсь теми, кто умудрился сохранить человечность даже в самых неподходящих условиях.
плюс таких фильмов, что они лишний раз дают понять, как оно может быть, где та грань, которую не стоит переступать
слушай в этом плане, еще один просто чумовой фильма - Пленницы! С Хью Джекманом, как раз про грань... на меня такое впечатление произвел!!!! Тяжелый по ощущениям, но интересный!
Спасибо за рек, с Джекманом точно надо посмотреть.
Люблю тебя в том числе и за это - нет страха, что сознательно будешь бить туда, где больно.
Ты замечательный!!!
Фильм наверное посмотрю... когда-нибудь. Не могу я такое, впечатлительная слишком, потом отхожу тяжело.
Спасибо за добрые слова!